среда, 2 октября 2013 г.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Детский рисунок Моя семья
  Для ребенка один из самый важных методов рассказать о своей жизни, это рисунок. Существует процедура тестирование детей с помощью рисунка.  И как известно, лучше предупредить, чем лечить. Существует ряд психологических тестов, которые родители вполне могут использовать самостоятельно. Зная детали, на которые следует обращать внимание, и умея их объяснять, вы сможете получить достаточно достоверную картину душевного состояния ребенка.


Рисуночные тесты
    Рисунок семьи – тест очень полезный для родителей. Вы сможете не только узнать как ребенок себя чувствует среди родных, что чувствует и что ощущает, но и понять его взгляды на отношение между родителями и в семье вообще.
    В процессе рисования и обсуждения, ребенок раскрывается: то, о чем он мечтает или чего боится, что понимает и ощущает, выражается в изображениях и словах.
Будьте внимательнее, больше спрашивайте о чувствах нарисованных ребенком персонажей, об их отношениях и о том, как он сам к ситуации героев относится. Например, он изобразил семью друга. Почему? Возможно, он мечтает о такой семье, ведь у друга есть брат или бабушка с дедушкой (ему не хватает ласки и внимания) или у друга большой дом и есть своя комната (потребность в собственном уютном уголке).
     Постарайтесь понять, чего ребенку не хватает, чего для него важно.
Дополнительную информацию о состоянии малыша вы можете получить, обратив внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, как они нарисованы.
 
  Смотрите и анализируйте рисунки ваших детей, наблюдайте за процессом рисования, за цветами которые он использует. Разговаривайте с ним в процессе рисования с просьбой комментировать то, что он нарисовал. Будьте внимательнее к ребенку, любите его и окружайте любовью, но помните, что чрезмерная любовь может забить человека и может мешать ему развиваться как самостоятельной личности. 

Композиция и детали при тестировании 

по рисунку ребенка

 
    Посмотрите, как рисует ребенок: как использует пространство листа (рисует всех вместе или делит лист на квадраты для каждого персонажа)? Проводит уверенные, четкие линии или делает мелкие робкие штрихи, рисует небрежно, слабо нажимая на карандаш? Ребенок, чувствующий себя в семье неуверенно, часто выражает это в виде линии, проведенной под всеми фигурами, создавая им опору. Чем сильнее нестабильность чувственных отношений, тем больше он ощущает необходимость создания надежной основы – хотя бы в виде жирной линии. Иногда он проводит линию только под одной фигурой (которую отождествляет с собой) – неуверенное состояние проявляется именно у этого персонажа.
    Наиболее привлекательный персонаж можно определить по следующим признакам: он рисуется первым, причем слева; он выше и крупнее остальных; выполнен с большей любовью, каждая деталь доведена до конца; остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него.
    Ребенок, используя символы в виде стены, реки, дороги или геометрических фигур, отделяет персонажей друг от друга. Это говорит о разделении, понимаемом как изоляция или ограничение в общении между данными персонажами, о непонимании. Изображение между героями рисунка опасных для жизни предметов (даже игрушечных): ножницы, столовые нижи, мечи и т.д. – указывают на агрессию, наличие проблемы соперничества.

Родители в рисунке

    Родители обычно изображаются парой, отец – выше и слева, мать – ниже и справа, далее следуют другие фигуры – в порядке значимости. Изображение пары может иметь разный смысл – в зависимости от реальной ситуации. Например, если родители расстались, а ребенок рисует папу и маму вместе, таким образом он выражает желание, чтобы союз восстановился. Если рисует одного родителя, с которым живет, значит, он принял ситуацию, привык к ней.
    Иногда мать, которая постороннему наблюдателю (и себе самой) кажется любящей, высокоморальной и заботливой, воспринимается ребенком как человек подавляющий, не позволяющий ему быть самостоятельным. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, агрессивного, подавляющего, пугающего, он склонен придавать его фигуре большие размеры по сравнению с другими (без учета их реальных размеров), часто такая фигура дополняется очень длинными руками. И наоборот, не воспринимающийся родитель рисуется с маленькими ручками или вообще без них.

Ребенок в рисунке.

    Обратите внимание, если ребенок рисует себя в последнюю очередь – это не скромность, а заниженная самооценка. Исключение составляют лишь рисунки, где все изображаются в хронологическом порядке (по старшинству).
Иногда ребенок рисует себя ярче и длиннее, чем родителей, которые создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к себе как к «уникальному», а к другим – как к объектам менее существенным и привлекательным. Иногда это бывает связанно с тем, что родители, неудовлетворенные собой и окружающим миром, стремятся реализовать надежды через ребенка, занимая второстепенную позицию по отношению к нему.
   Ничтожно маленькая, безвольная фигура в окружении родителей может выражать беспомощность ребенка, необходимость заботы о нем. Рисунок может объясняться тем, что он привык к атмосфере чрезмерной опеки.

1 комментарий:

  1. очень познавательно и интересно! Спасибо за информацию

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...