Сегодня, 10 октября, для педагогов МБДОУ ДС №413 был
проведен плановый практикум.
Задача - напомнить воспитателям задачи,
способы и приёмы лепки в разных возрастных группах.
Техника лепки доступна детям дошкольного возраста
во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что
классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в
другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при
изготовлении одной поделки.
Конструктивный
способ
При этом способе лепки образ создаётся из
отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок
задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает
лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3
года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких
детей наблюдаются следующие варианты:
·
объединение одинаковых форм (бусы, заборчик,
колодец, сосиски);
·
объединение похожих форм, отличающихся по
величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
·
объединение различных форм (грибок, бабочка,
птичка, чебурашка).
Скульптурный способ
Этот
способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок
представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок
пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и
старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого
яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из
космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок
создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и
стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся
щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу
разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает,
придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Этот способ объединяет два способа:
конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из
целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются
скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к
скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более
доступный и универсальный по своим возможностям.
Модульная лепка
Этот способ напоминает составление объёмной
мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень
быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых
элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов
модульной лепки.
Лепка на форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые
прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр.
Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.
Материал раскатывают равномерным слоем,
оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов.
Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают
основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным
узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Способы оформления и декорирования образа
В лепке используется много вспомогательных
способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности
моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым.
Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.
Оттягивают от основной формы мелкие детали -
клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют,
сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и
плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют
передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать
движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем
самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их
функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки
фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое:
передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами
«перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых,
пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом
лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С
помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов,
пятнышек и др.
Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.
Юлия Николаевна, очень интересно проходят все консультации и мастер-классы. Они полезны всем педагогам. Мы учимся. А Вы щедро делитесь своими находками и профессиональными секретами! Спасибо.
ОтветитьУдалить